Logo
Progulki_S_Seregoi
Выставка \"Галерея Советского Фарфора\", Москва, Россия.
#выставка #галереясоветскогофарфора
#москва #россия #история #музейдекоративногоискусства #искусство #фарфор #СССР

Здравствуйте, Уважаемые Подписчики и Гости канала "Прогулки с Серёгой".

Недавно я посетил интересную выставку и сегодня приглашаю Вас в Путешествие с подборкой фотоматериалов (смотрите и листайте карусель) и подробным описанием (читайте и переходите по ссылкам).

Желаю Приятного Просмотра!

Только представьте себе! Коллекция Всероссийского музея декоративного искусства насчитывает свыше 4000 произведений художественного фарфора – знаковых произведений ведущих советских художников и скульпторов фарфоровых предприятий России. Основу коллекции составляют частные собрания Л.О.Утёсова, М.В.Мироновой и А.С.Менакера, дополненные экспонатами, приобретёнными в процессе направленной собирательской деятельности музея. Это исключительно авторские подписные изделия, существующие в единственном экземпляре или в авторском повторе. Замечательный хрупкий материал передает атмосферу своего времени (с 20-х годов прошлого века до начала 2000-х), становится художественным документом, зеркалом культуры, жизни и быта целой эпохи.

Их дополняют работы, декорированные механическим способом (трафарет, аэрограф, печать, деколь), не уступающие своей историко-художественной значимостью изделиям с ручной росписью. Мало ценившиеся в свое время, сегодня они заняли достойное место в музейной коллекции, которая формировалась более 30 лет.

Больше фотографий и текста на https://t.me/progulki_pute... , https://rekee.ru/progulki_... , https://sergei-hovrino.liv... .

Задиристый агитфарфор:

В начале XX столетия история русского фарфора была тесно связана с политической обстановкой в стране. Новая власть уже в первые месяцы обратилась к художникам с призывом пропаганды лозунгов революции. А искусству, в свою очередь, нужны были новые яркие образы, отражающие ритмы, динамику времени. Агитфарфор признан уникальным явлением в истории отечественного декоративного искусства. Большие художники внесли в него дыхание высокой культуры. Он не был предназначен для быта, тиражировался в ограниченном количестве, и сегодня представляет большую художественную ценность.

Агитфарфор сближается с графикой, политическим плакатом: тексты, вплетённые в орнамент, сочетаются с советской эмблематикой – изображениями серпа и молота, роспись становится ярче. Ведущая роль в создании концепции Агитфарфора принадлежит Сергею Чехонину. Обратите внимание на почерк Сергея Чехонина – на его динамичный мазок и безупречность линий в работе Блюдо «Царству рабочих и крестьян не будет конца», 1922 г. по рисунку Чехонина С.В. из коллекции Л.О.Утёсова.

В 1918 году Чехонин совершает «фарфоровую» революцию. Он создаёт свой собственный, узнаваемый стиль фарфора и разрабатывает новый характер росписи, основанный на сочетании изображения и надписей, утверждает новую советскую геральдику, новые символы и эмблемы. Этот стиль впоследствии оказал влияние на всё советское искусство.

Украшением экспозиции фарфора являются произведения художницы А. Щекотихиной-Потоцкой: «Прогулка матроса 1-го мая в Петрограде», «Комиссар», созданные в 1921 году. Фарфоровые тарелки, блюда, подносы были для неё плоскостью, которую она широко и вольно покрывала живописью, в результате получались динамичные этюды – смелые и темпераментные. Стремление к традиционной свободной росписи, к декоративности цвета, к фольклорным образам русского искусства особенно ярко выражает роспись декоративного блюда «Звонарь» («Да здравствует 8-ой Съезд Советов!», 1921 года).

Фарфоровая скульптура:

Каждая фигурка – это характер, историческое лицо, персонаж эпохи. «Матрос со знаменем», «Работница, говорящая речь» (1920-е годы). Несмотря на малые формы, скульптуры кажутся монументальными, с лаконичной близкой к реальности росписью.

Авангард в фарфоре:

Пластические свойства, белизна и блеск фарфора привлекли молодых авангардистов Казимира Малевича, Николая Суетина, Илью Чашника, решивших проверить на практике свои супрематические теории. В галерее представлены предметы сервиза по мотивам живописи конца 1920-30-х годов ученика Малевича, Суетина. Ритмические композиции из чёрных, красных полос, кругов, пятен на поверхности чашек и блюдец, придавали традиционным предметам нетрадиционный вид. Они стали знаком своего времени, оказав при этом влияние на формирование стиля современного фарфора.

Тематические рисунки:

В 1930-е годы появляются образцы изделий с ручной росписью, отражающей новые темы и сюжеты. Так начинается новый этап развития отечественного фарфора. Тематические рисунки - строительство городов, сельско-хозяйственные работы, спортивные достижения - получают большое распространение. Художественная лаборатория Ленинградского фарфорового завода становится центром творческих экспериментов.

Своей нарядной и изящной росписью, выделяются сервизы сказочника и фантазера Алексея Воробьевского. Сюжеты его рисунков сказочно-театральные, это мир радостный и светлый. Его росписи походят на «драгоценное кружево».

Подмосковный Дулёвский фарфоровый завод был известен яркими расписными чашками и чайниками, как на картинах русского художника Б.Кустодиева. В 1930-е годы главным художником завода становится Пётр Леонов, человек неукротимой энергии и темперамента. Он был одержим идеей создания нового национального фарфора.
В эти же годы на Дулёвском фарфоровом заводе работает один из самых значительных скульпторов-анималистов XX века Алексей Сотников. Он был невероятно популярен в своё время, и сегодня сотниковский сокол является торговой маркой Дулёва.

Декоративный фарфор 1960-80-х годов:

1960-е годы называют «суровым стилем». В это временя было свойственно отказываться от украшательства, в 70-е высоко ценились белизна фарфора, «дыхание материала», а роспись использовалась для создания настроения, лишь слегка украшая предмет; в 80-е авторский фарфор все чаще становится полем свободного творчества и активного самовыражения и поисками новых идей и решений; а 90-м свойственно новаторство, ирония, гротеск.

Огромное количество работ этого периода представлено в экспозиции музея! Особенно хочется отметить работы мастера росписи фарфора ЛФЗ – Владимира Городецкого. Художник много сделал для возрождения и развития знаменитой техники подглазурной росписи, «которая может быть уничтожена, только с вещью». Он обогатил ее цветовую палитру, добавил к традиционному кобальтовому зеленые, серые, жемчужные тона.

Борис Калита – один из ведущих фарфористов России – тонко чувствует пластику простых вещей, он превращает обычные чашки и чайники в архитектурные образы, ансамбль с фантастическими башнями, куполами и шатрами.

Все эти работы – пример подлинного, национального фарфора, решенного современными художественными средствами.

В описании использованы материалы сайта
https://damuseum.ru/exhibi...

Все фотографии сделаны Автором
0.00₽ собрано от 50₽
0 донаты 50₽ осталось собрать
8 мс. назад

Ответов пока нет!

Похоже, что к этой публикации еще нет комментариев. Чтобы ответить на эту публикацию от Progulki_S_Seregoi , нажмите внизу под ней